Зарождение стиля, развитие и отечественные представители, новое на сайте
Константин Коровин, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Василий Поленов, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский — этих соотечественников, выбравших делом своей жизни изобразительное искусство, можно поставить в один ряд еще по одной причине: русский импрессионизм. Одни художники стоят у истоков течения, другие — продолжают заложенные «первопроходцами» традиции.
На этом наше путешествие в мире импрессионизма заканчивается. Если вы захотите узнать больше об импрессионизме или других течений в искусстве, то обратите внимание на арт-альбом «Твоя жизнь в искусстве». А почувствовать себя настоящим импрессионистом и попробовать нарисовать картины в этом стиле вам помогут творческие блокноты «Импрессионисты 1» и «Импрессионисты 2».
С конца 1880-х Константин Коровин пишет в импрессионистической манере, так что к 1910-м годам XX века в рамках этого живописного направления он творит с давно отточенным мастерством. В этюде «Девушка у окна» видна смелость работы художника с цветовыми мазками: нельзя не заметить, с какой энергичностью, стремительностью они нанесены на холст. Полет кисти передает мимолетность мгновения, запечатленного на картине.
Опираясь на опыт работы с натуры, накопленный в отечественном искусстве, русские художники помогли характерным чертам «эталонного» французского импрессионизма укорениться на новой почве — в нашей стране. Свет, которым залиты их полотна, заполняет пространство, изображенное на холсте, свежим воздухом, который так и хочется вдохнуть полной грудью, раздельный мазок подчеркивает динамику пленэрной работы, а фрагментарность и этюдность импрессионистических работ передают стремление остановить мгновение, увековечив его в ярких, живых красках.
По полотнам из собрания Музея русского импрессионизма можно проследить историю течения, этапы развития и формирования его визуальной самодостаточности — в национальных пределах.
Импрессионизм зародился в конце XIX — начале XX веков во Франции и затем распространился по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Сам факт существования русского импрессионизма как явления в живописи, к слову, до недавних пор ставили под вопрос. То, с чем в 1870-е годы экспериментировали Илья Репин, Василий Поленов и Федор Васильев, пытаясь приблизить свой художественный метод к жизни, называли работой в импрессионистической манере. А сами художники, в общем-то, и не сознавали себя соавторами нового направления — поначалу так точно. Но только лишь первое время.
«Лето» — впечатление от солнечного утра в деревне, которое Николай Богданов-Бельский перенес на холст. Удивительной эту работу делает не только яркость света и цвета, но еще и многослойность композиции — это «картина в картине»: сценку в глубине сада с девочкой, задумчиво читающей книгу на скамейке, обрамляет окно, а вместе с ним и фрагменты интерьера комнаты. Букет свежих полевых цветов, зеркало на столе, шляпа, брошенная на табурет — эти бытовые детали обращают на себя столько же внимания, сколько и сюжет из центральной части полотна. Неслучайно эта работа художника была признана выдающейся: она участвовала в 40-й выставке Товарищества передвижников, а ее фотография появилась в каталоге экспозиции.
В свое время Николая Клодта упрекали в «декадентстве и импрессионизме». С расстояния длиною в столетие это обвинение кажется скорее комплиментом. «Заросший пруд» соткан из множества оттенков зеленого, с тонкими переходами от холодных к теплым тонам — эта колористическая игра помогла художнику передать впечатления от созерцания натуры, которую Клодт любил без ума.
В противовес социальности реализма появляется новый принцип, который за основу своего творчества берут многие живописцы. Валентин Серов, относившийся к их числу, сформулировал его суть очень точно: «Пусть будет красиво написано, а что написано, нам неинтересно».
Своей супруге во время второй поездки в город на воде Борис Кустодиев писал: «Венеция — это город, который можно страшно полюбить: одна площадь святого Марка с собором, Палаццо Дожей — это каждый раз новые и новые впечатления. Это красиво и утром, и днем, и вечером». Но больше всего художника очаровал ночной облик Венеции. Дрожащие мазки краски, брошенные на полотно, вобрали в себя восторг впечатления от яркого венецианского праздника с искристыми фейерверками и отблесками огня на воде.
За пределами студии работать приходилось быстро. Художники старались передавать не детали, а впечатления. Яркими представителями импрессионизма были Клод Моне, Эль Греко, Диего Веласкес и Франсиско Гойя.
Проникнутая нежной любовью к теплу семейного очага, картина Николая Тархова делится со зрителем радостью, царящей в маминой комнате на заре дня. Все благодаря контрасту между мягкими пастельными оттенками и более яркими, сочными цветами, пестрящими на холсте мазками-пятнами. Особая непосредственность эмоций героев полотна неслучайна: Тархову позировала жена-француженка Мари-Ивонн Дейтейль с их двумя детьми.
Переносные мольберты и краски в тюбиках дали импрессионистам то, чего не было у их предшественников, — возможность рисовать почти где угодно. Художник мог устроиться у входа в кафе и нарисовать обедающих или сесть у речки и изображать на холсте что-то обыденное, например лучи солнца, пронизывающие листву.
Импрессионизм — одно из крупнейших течений, которое оказало огромное влияние на всё изобразительное искусство. Вместе с Музеем русского импрессионизма мы разобрались в зарождении стиля, его развитии, а также рассмотрели наиболее популярных представителей импрессионизма в России.
Источник: http://beckyhammon.ru