Интересное: сохранить и приумножить

Опубликовано: 11.4.2018
сохранить и приумножить

Откровенно говоря, задуматься о конспектировании книг впервые меня заставили отнюдь не воспоминания о студенческих временах, а Даниил Гранин в своем произведении «Эта странная жизнь» (рекомендую всем, спасибо г-ну Архангельскому, он буквально провоцирует прочесть его [произведение] на страницах своей книги «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»).

Карты помогли мне по-новому взглянуть на идею конспектирования книг. И это, действительно, не только новый и эффективный, но и очень красивый взгляд. Посмотрите, например, как выглядит карта на статью Арханегельского о тайм-менеджменте. На мой взгляд, такие карты не только могут помочь в нелегком деле управления своими знаниями (в том числе, и книжными), более того, их создание является не больше-не меньше настоящим актом творчества. А как управляете знаниями, полученными из книг, вы? Есть идеи? Поделитесь. Было бы интересно. Со своей стороны, обещаю в ближайшее время освоить сей интересный инструмент [Mind Map] до конца и выложить карты по самым интересным нашим книгам на сайте (первые на очереди мои любимые книги – Бизнес в стиле фанк, Обретая я, От хорошего к великому). По пятницам не обещаю (все-таки это более хлопотное дело, чем убивать священных коров), но через пятницу точно.

Так что же может дать нам конспектирование книг?Во-первых, решение проблемы «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Конспект уже при самом его составлении позволяет лучше запомнить материал, а впоследствии просмотр 2-3 страниц конспекта (при качественном его составлении) позволит восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах. Во-вторых, конспектирование заставляет проанализировать и, в конце концов, понять материал. Бывает так, что прочли страницу и поймали себя на мыслях о совсем посторонних вещах. Конспектирование, действительно, дисциплинирует в таких вопросах. А бывает, что у автора слишком сложные мысли, или они неструктурированны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует. Это все хорошо. Но как сделать хороший конспект – большой вопрос. Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект. Следовательно, одновременно он должен содержать: планы, тезисы и выписки, или планы и тезисы, или тезисы и выписки, или планы и выписки. В совершенствовании навыков написания конспектов (и не только) может помочь книга Барбары Минто «Золотые правила Гарварда и McKinsey», рассказывающая о принципе пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. Во всяком случае, мне она помогла. Потратив определенное время в поисках наилучшего инструмента конспектирования прочитанная книг (в дополнение к собственной голове), я все же остановилась на интеллектуальных картах (Mind Maps). Оказалось, что кроме мыслей и идей из книг с помощью них можно отлично делать структуру презентаций, создавать план дел, вести протоколы совещаний, а также формировать все возможные структуры мыслей. Карты открыли для меня целый мир, но сейчас не об этом.

Главный герой – ученый Александр Любищев — более пятидесяти лет вел хронометраж, планировал свою работу, сам для себя писал отчеты по использованию времени, которые иногда рассылал друзьям. Архив Любищева еще при жизни хозяина поражал всех, кто видел эти пронумерованные, переплетенные тома. Десятки томов, сотни. Научная переписка, деловая, конспекты по биологии, математике, социологии, дневники, статьи, рукописи, записные книжки, заметки, научные отчеты, фотографии, комментарии к прочитанным книгам .

Мы все время обсуждаем, что читать, а что не читать, что полезно, а что не очень, но гораздо реже задумываемся о том, как мы сохраняем полученные с таким трудом знания. Думаю, что всех нас сегодня можно разделить на 3 категории: 1 категория – люди, которые не читают книги вообще. Или читают детективы. О них говорить не будем, это их право, но данная тема будет для них бесполезна (хотя, кто знает, надо же запоминать, что ты читал, чтобы не повторяться). 2 категория – люди, которые читают, много или мало, неважно. Прочитали книгу, пару дней еще что-то вспоминали, ввернули какую-нибудь умную фразу в разговоре с друзьями и собственно все. Забыли. Иногда даже забыли, что читали. 3 категория – люди, которые читают и затем каким-то образом пытаются сохранить свои знания, назовем это условно «конспектированием». Среди них найдутся и те, кто делают это в формате обычной или электронной домашней библиотеки или в тех социальных книжных сетях, которые продолжают на волнах Рунета бороться за внимание пользователей-книголюбов. Поговорим более подробно о том, как же делают это люди категории 3.

P.S. В январе 2009 в издательстве запланирован выход книги про интеллект-карты как способ решения бизнес-задач. Так что ждем с нетерпением. А вот и еще несколько карт:

Пять самых ценных статей — на вашу почту. Раз в две недели. С подарками. В первом письме — бесплатная электронная книга «Заряженные на результат».

«…Я сходен с гоголевским Акакием Акакиевичем, для которого переписка бумаг доставляла удовольствие… Конспектирование серьезных вещей я делаю очень тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор… В моей молодости мой метод работы приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и прочтенное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей».

Источник: http://beckyhammon.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться